Бриллиантовая история: как невостребованный алмаз превратился в самый популярный камень
Уже вторая новость за этот месяц о добыче огромного алмаза в Ботсване облетела мир. А мы решили вспомнить, когда и с чего началось повальное увлечение бриллиантами, и как вся эта история повлияла на мнение ценителей драгоценных камней по всему миру.
Без спроса
Сегодня бриллианты стали неотъемлемой частью любой ювелирной коллекции. А еще ― предметом обожания и вожделения юных дев, ожидающих предложения руки и сердца, и женщин постарше, тяготеющих к классике. Но так было не всегда.
До XX века алмазы встречались довольно редко, а их добыча ограничивалась лишь Индией и Бразилией. Случайно находили драгоценные экземпляры и в других частях света, но такие находки оставались редчайшим исключением. При этом особой ценности алмазы не представляли, гораздо больше ценились цветные минералы ― изумруды, сапфиры, рубины.
В коронах центральное место чаще всего отдавалось цветным драгоценным камням
Все перевернуло открытие новых месторождений. Когда в 1870 году выяснилось, что недры Южной Африки таят в себе бесчисленное множество драгоценных камней, началась настоящая «алмазная лихорадка». И это стало определенной проблемой: предложение настолько превышало спрос, что алмазы, и без того не слишком популярные у покупателей, серьезно потеряли в цене.
А в 1938 году начинается история любви к бриллиантам и немыслимый ажиотаж вокруг украшений с ними.
Это навсегда
К 1938 году международная компания De Beers давно стала монополистом в Южной Африке и именно она контролировала добычу и поставку алмазов по всему миру. Поэтому именно De Beers организовали беспрецедентную рекламную кампанию с амбициозной задачей ― влюбить в бриллианты все население планеты.
Компания дарила украшения с бриллиантами кинодивам, которые носили их на съемках, светских раутах и хвастались драгоценными подарками перед камерами журналистов.
Дизайнеры, ювелиры и продавцы De Beers рассказывали об эстетике камня, учили видеть его тайную внутреннюю жизнь, показывали, как меняется драгоценный минерал после огранки и как обработка раскрывает его безупречность.
Но в корне изменило историю даже не это. Изменил историю бриллиантов слоган, который придумали креативщики De Beers: «Бриллианты ― это навсегда». В этих словах заключено столько смыслов, что переоценка значимости наконец состоялась и захватила умы всех, кто умеет наслаждаться глубиной содержания.
Реклама De Beers, середина ХХ века
Здесь заложена и история вечной любви, о которой грезят молодожены, и история самого камня, который формировался миллионы лет. Слоган отражает прочность и стабильность, терпение и верность ― то есть все то, с чем мы связываем брачные узы.
Российские бриллианты
Первый алмаз в России обнаружили на Урале в 1829 году, правда, и здесь долгое время находили лишь единичные образцы. Российский прорыв произошел уже в 1950-1960-х годах, когда были открыты якутские месторождения.
Сегодня алмазы в России добывают не только в Якутии, но и в Архангельской, Калининградской, Мурманской, Свердловской и Иркутской областях, в Бурятии и Карелии.
За всю историю российской алмазодобычи находили множество крупных экземпляров, часть из которых получили мировую известность. Среди них бриллиант «XXVI съезд КПСС» весом 342,57 карата, найденный в 1980 году, бриллиант «Александр Пушкин» весом 320,65 карата, обнаруженный в 1989 году, знаменитая «Звезда Якутии» весом 232,1 карата, которую нашли в 1974 году.
Самые прекрасные камни, найденные в нашей стране, хранятся в алмазном фонде России, но полюбоваться природной красотой можно не только на выставке. В нашем каталоге найдете базовые украшения с бриллиантами и роскошные камни в оправе из золота и платины.
Если ищете идеальные образцы в крупном размере, присмотритесь к выращенным бриллиантам.
Такие камешки ничем не отличаются от добытых алмазов, а вот их стоимость будет ощутимо ниже. По химическому составу и физическим характеристикам выращенные бриллианты точь в точь повторяют добытые камни, поэтому их происхождение не сможет определить на глаз даже самый опытный ювелир.