Инна Чурикова: ушедшая легенда
Она создавала образы на экране, по-настоящему проживая жизни своих персонажей. Наверное, в этом заключается главный секрет и ответ на вопрос, почему мы помним каждую роль Инны Чуриковой, воплощенную в любимых картинах. Ушла не очередная звезда эпохи, а человек, ставший почти родным для тех, кто вырос на советском кино. Вспоминаем образы, которые подарила нам актриса.
Можно тысячу раз благодарить судьбу, за то, что Инна Михайловна, не побоявшись трудностей, все же прорвалась в кинематограф и на театральные подмостки ― из-за необычной внешности абитуриентку не хотел принимать ни один творческий ВУЗ. Правда, разглядев сильный характер и яркий талант девушки, преподаватели уже не сомневались в правильности своего решения.
Роли и образы
Чурикова умело перевоплощалась в любую роль: будь то грубая и избалованная Марфушенька в «Морозко», смешная буфетчица Варвара из «Стряпухи» или роковая интриганка баронесса Якобина фон Мюнхгаузен. И каждое ее амплуа было гармонично, потому что своим персонажам актриса отдавалась без остатка ― наблюдала, изучала, создавала свое.
Так было с фильмом «Начало», когда Инна Михайловна с головой ушла в изучение дневников Жанны Д’Арк, чтобы максимально достоверно передать ее характер. Кстати, от этой дотошности актрисы страдали все режиссеры, с кем она работала: Чуриковой было бесконечно важно уяснить для себя персонажа.
История Паши Строгановой здесь невероятно похожа на историю самой Чуриковой ― незаурядной женщины, которая проходит через серьезные испытания на пути к успеху.
В 70-х актриса становится звездой Ленкома, гениально играя в спектаклях Захарова и Тарковского, причем у последнего Чурикова играет Офелию, возлюбленную Гамлета, образ которой по задумке режиссера был весьма своеобразным.
…Для меня так важно, чтобы Офелию играла непременно Чурикова. Мне нужно, чтобы Офелия была некрасивой, плоской, сильной и немножко странной, чуть-чуть чокнутой... Понимаете? Такая сексуальная дебилка, которую зритель вправе воспринимать отчасти как сумасшедшую.
В это время Марк Захаров приглашает актрису сыграть баронессу в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», режиссер просто не мог представить себе кого-то другого в этой роли. А Инна Михайловна дарит нам еще один запоминающийся образ решительной и изобретательной Якобины, которая ни за что не желает отпустить бывшего мужа.
Благодаря блестящему таланту перевоплощения, великолепным костюмам и украшениям образы баронессы поражают своим разнообразием, влюбляя с первого взгляда. И хотя характер властной героини, казалось бы, не должен вызывать большой симпатии, Чурикова делает его удивительно привлекательным.
В картине «Васса» по пьесе Максима Горького Инна Михайловна играет этакую бизнес-леди, чья семья и жизнь терпит неминуемое крушение, но Васса пытается сохранить хотя бы видимость благополучия.
Строгие, даже мрачноватые наряды, душевная непроницаемость, деловая хватка и расчет ― всего лишь маска, за которой прячутся страдания женщины, глубоко переживающей за свою семью. Такой характер передать сложно, но Чуриковой были по плечу даже самые противоречивые персонажи.
В жизни
Коллеги по цеху отзывались об Инне Михайловне, как о вежливом и деликатном человеке, которого не испортила слава. Она была чуткой, спокойно и мудро относясь к чужим промахам, не перетягивала внимание на себя, но при этом умела заразить всю съемочную площадку энтузиазмом и любовью к своим персонажам.
Чурикова всегда старалась выглядеть достойно ― элегантно, без эпатажа, но достаточно ярко, умела удивлять выбором нарядов и украшений, коллекция которых постоянно пополнялась и… терялась.
Красивые драгоценные вещицы несколько раз похищали во время поездок, причем не помогали даже сейфы. Однажды, когда Инна Михайловна отдыхала вместе с мужем, режиссером Глебом Панфиловым, на Кипре, сейф с украшениями просто вынесли из номера.
Ювелирный гардероб актрисы отличался прекрасным вкусом и утонченностью: пестрое бохо уживалось с лаконичными аксессуарами, заметные перстни ― с драгоценными переливами однотонных и цветных камней.
Каждый выход, вплоть до недавнего времени, становился событием, а в одном из последних интервью Инна Михайловна предстала в образе, так напоминающем стиль Елизаветы II: стильный костюм, узнаваемая прическа и серебристо-перламутровый оттенок волос, классический сет из жемчуга и крупная брошь. Еще один характер, умело воплощенный в жизнь.
Несмотря на болезни и возраст, Инна Михайловна мечтала вернуться на сцену обожаемого «Ленкома», которому была предана всю свою жизнь. Жаль, что не сбылось… Есть те, кто называет Чурикову одной из величайших актрис мира, а мы соглашаемся и гордимся тем, что живем в стране, подарившей ему такой талант.