Вячеслав Зайцев: скромная легенда
Всего два месяца назад Вячеслав Михайлович отмечал 85-летие, а сегодня мир высокой моды скорбит об утрате… Каким был российский кутюрье и как он повлиял на развитие отечественной и мировой моды, расскажем в статье.
Простой советский мальчишка
Вячеслав Зайцев не был баловнем судьбы, а все, что он смог добиться в жизни — результат его яркого таланта и огромного трудолюбия. Эти качества, по собственному признанию, модельера в нем развивала и поддерживала мама.
Сын уборщицы, маленький Слава, провел детство в нищете — жизнь в коммунальной 12-метровке вместе с мамой и братом не слишком располагала к творчеству, но это не помешало мальчику увидеть красоту этого мира. Наоборот — скромный быт заставил взглянуть на жизнь творчески и привнести в него краски. Слава научился рисовать и вышивать, чтобы раскрасить серые будни.
Выбор профессии был определен без раздумий — художественная жилка и прилежание позволили юноше с отличием окончить техникум по направлению текстильного рисунка.
После распределения Зайцев попал на швейную фабрику, став ее художественным руководителем. Первую коллекцию он создал как раз в этот период — женская спецодежда с легкой руки модельера превратилась в маленький шедевр. Правда, ватники, сапоги и юбки, расшитые цветочными мотивами в павло-посадском стиле не впечатлили комиссию — идею не приняли. А как мог бы измениться внешний вид простых работниц уже тогда…
Позднее признание
В 1965 году Вячеслав Михайлович впервые заявляет о себе за границей, представив свою коллекцию «Русская серия». И вот тут уж талант художника оценивают по достоинству — о его работе в Париже выходит первая статья «Он диктует моду Москве».
Благодаря этой публикации о модельере узнает Пьер Карден и начинает поиски самобытного коллеги, а журналы называют Зайцева «красным Диором».
Несмотря на признание, путь на европейские подиумы был долгое время закрыт — из Союза модельер смог выехать лишь в 1986 году, когда ему было уже пятьдесят.
Наконец, Зайцев смог вживую продемонстрировать свои великолепные работы, которые породили в Европе целый тренд на русский костюм. «Русские сезоны» и «Тысячелетие Крещения Руси» стали знаковыми коллекциями как для России, так и для западного мира.
В это же время Вячеслав Михайлович становится главной персоной в элитных кругах — на протяжении многих лет он одевал первых красавиц, актрис, спортсменов, музыкантов и высокопоставленных лиц.
Но Зайцев трудился не только на модном поприще, он был настоящим художником, проявляя свой невероятный талант повсеместно — разрабатывал театральные костюмы, декорации и занимался живописью. Его вклад в развитие искусства был отмечен множеством премий и званием народного художника РФ.
А еще Вячеслав Михайлович щедро делился свои опытом с молодыми коллегами. Несмотря на активную творческую жизнь, на протяжении двадцати лет он преподавал в Московском технологическом институте, а после — создавал и курировал знаменитые творческие конкурсы, которые открывали новые имена.
Был, а не казался
В отличие от многих своих коллег, Вячеслав Зайцев, не был шоуменом, не гнался за славой или богатством. Кажется, даже размах своей личности он ощущал не в полной мере. Все, что он получил, стало «побочным эффектом» его созидания, он, как и любой истинный художник, просто не мог не творить. А масштаб его таланта просто невозможно было не заметить.
В своей автобиографии модельер называл себя «проповедником прекрасного», воздавая почести высшим силам. К небожителям Зайцев себя не причислял.
Скромный, трудолюбивый, энергичный до последних дней жизни — таким мы запомним Вячеслава Михайловича. А еще навсегда останутся в памяти его преданность своей стране, искренняя любовь к ее корням и культуре. Любовь, которая отражалась во всем, что создавал.